РП_Введение в педагогику_ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования муниципального округа Краснотурьинск
МАОУ СОШ № 15

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Кафедра общественнонаучных предметов

Зам. директора по УВР↵

Директор

________________________
Протокол № 01
от « 29» августа 2025 г.

________________________
Кран М.А. ________________________
Приказ №77
от « 29 » августа 2025 г.

Стрелец Е.В.
Приказ №77
от « 29 » августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Срок реализации – 68 часов
Форма реализации – очная

г. Краснотурьинск, 2025
1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Введение в педагогику» представляет собой
профориентационный курс педагогического образования, который должен формировать у
школьников представление о педагогической деятельности, необходимых для их
осознанного выбора педагогической профессии по окончании школы.
Программа курса рассчитана на подготовку к основным профессиям отрасли
«Образование»: воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 классов
общеобразовательной школы. Обучение осуществляется в течение 68 учебных часов, 34
часа в год.
Программа элективного курса имеет профильную (гуманитарную) и
профориентационную направленность. На уроках и практических занятиях раскрывается не
только особенность профессии, но и значимость ее для реформируемого российского
общества (знакомство с основными понятиями педагогики, основами педагогической
деятельности и жизни деятельности выдающихся педагогов; ознакомление с Атласом новых
профессий и приоритетными профессиями для развития образовательной системы на
современном этапе развития общества).
В процессе изучения данного курса, обучающиеся смогут сделать выводы о своей
профессиональной предрасположенности в сфере профессий, связанных с взаимодействием
между людьми. Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и
диагностированием личностных качеств, а также практикумы и тренинги с обучающимися.
Освоение курса предполагает знакомство с общей ситуацией (формулой) выбора профессии
и определения степени готовности работать в будущем в сфере “человек- человек”.
В рамках элективного курса «Введение в педагогику» школьники, выбравшие
профессию педагога, приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками,
опыт публичных выступлений.
Изучение курса «Введение в педагогику» завершается занятием, посвященным обобщению
знаний и сдаче зачёта.
Цель программы: формирование целостного представления о педагогической
профессии, её роли в жизни общества, путях получения данной специальности и
особенностях педагогической деятельности, а также умение определять педагогические
возможности и эффективность применения различных методов, приёмов, методик, форм
организации обучения и воспитания.
Задачи программы:
- формировать осознанное отношение к специфике педагогической деятельности, к
профессиональным и личностным качествам педагога;
- мотивировать школьников на ответственный подход к выбору будущей профессии;
- познакомить с основными понятиями и категориями педагогики;
- повысить уровень коммуникативной компетенции;
- развить навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
В содержание программы включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины, отражающие научные знания в области педагогики;
- принципы организации взаимодействия в образовательном процессе;
- методы и средства обучения и воспитания.
В
содержании программы представлены
следующие виды деятельности
обучающихся:
материально-практическая деятельность:
- репродуктивная деятельность в форме системы операций, ведущих к -определенному
варианту;
2

- практическая, связанная с отработкой умений и навыков; социальная деятельность:
- коммуникативная;
- мотивационно-оценочная (оценка и самооценка);
- образовательно-педагогическая
(по самообразованию и самовоспитанию);
духовная деятельность:
- деятельность
по
самостоятельному познанию окружающего
и
самопознание;
- мотивационно-ориентирующая
деятельность
(деятельность
по
профессиональному самоопределению).
Основанием для отбора
содержания курса служат
следующие
критерии:
- научная и практическая значимость содержания образовательного материала и его
ценность для становления в педагогической профессии;
- возможность отобранного материала для самоопределения в выбранной
профессиональной области;
Методы, формы и средства обучения:
- методы и приемы (словесные, наглядные, практические, игровые);
- организационные формы (индивидуальные, парные, фронтальные, а также лекции;
практические занятия; игровые ситуации, мозговые штурмы, дискуссии, творческие
работы).
- средства обучения (демонстрационные, вербально-информационные, технические, ЭОР).
По окончании курса обучающиеся будут знать (понимать):
- основные понятия педагогики;
- специфику деятельности педагога в области обучения и воспитания;
- основные приемы саморегуляции и конструктивного общения.
уметь:
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных
педагогических проблем;
- применять знания по педагогики при решении педагогических задач.
Формы контроля освоения курса:
текущие формы контроля: устный опрос, анкетирование, мини- самостоятельные работы,
практикумы.
Итоговый контроль по разделам: сдача зачёта.
Специфика программы состоит в деятельностном характере. Большая роль в
программе отводится практикумам, профессиональным пробам, где обучающихся получат
базовые сведения о профессиональной деятельности, где будут моделироваться элементы
деятельности, а так же навыки эффективного общения.

2. Учебно-тематический план для обучающихся 10 класса
3

№
п/п

Разделы, темы

Раздел
1.
Введение
в
педагогику
1. Введение в педагогику.
Предмет и объект
педагогики
2.
История педагогики
3.
Основные категории
педагогики
4.
Личность педагога и
требования к ней
5.
Особенности
педагогического
общения
6.
Теория обучения
7.
Теория воспитания
8.
Особенности семейного
воспитания
9.
Зачетное занятие
Итого:

Всего
часов

34

в том числе
теорети
ч.
занятия
15

практич
.
занятия
19

4

2

2

3
4

1
2

2
2

4

2

2

4

2

2

4
5
5

2
2
2

2
3
3

1

-

1

Форма контроля
преподавателя

Практическая
работа

34

4

Содержание программы
Раздел 1. Введение в педагогику (34 часа)
Тема 1.1. Введение в педагогику. Предмет и объект педагогики (2ч) Основные
категории педагогики: воспитание, развитие, обучение, образование. Понятие
образования. Задачи педагогической науки. Система педагогических наук. Связь
педагогической науки с другими науками. Метод исследования в педагогике.
Тема 1.2. История педагогики (3ч)
Вопрос о происхождении воспитания. Воспитание и школа в феодальном обществе.
История школы и педагогики в России до 1917 года. Изменение в области просвещения и
воспитания в России после 1917 года. Педагогика в СССР в 70-80-е годы, во времена
перестройки. Педагогический кризис в 90-е годы, начале 21 века.
Тема 1.3. Основные категории педагогики (4ч)
Педагогика в системе наук о человеке. Основные понятия педагогики. Структура
педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Тема 1.4. Личность педагога и требования к ней (4ч)
Компетенции современного педагога. Особенности педагогической деятельности.
Роль педагога в образовании.
Тема 1.5. Особенности педагогического общения (4ч)
Стили педагогического общения и их характеристика. Кейсы педагогического
взаимодействия.
Тема 1.6. Теория обучения (4ч)
Обучение как способ организации педагогического процесса. Виды обучения и их
характеристика. Закономерности и принципы обучения. Содержание образования как
основа базовой культуры личности. Формы, методы и средства обучения..
Тема 1.7. Теория воспитания (5ч)
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей
образования. Воспитание базовой культуры личности. Закономерности и принципы
гуманистического воспитания. Общие методы воспитания.
Тема 1.8. Особенности семейного воспитания (5ч)
Основные типы семей. Функции семьи. Показатели родительского поведения.
Причины неправильного родительского воспитания. Упражнение, приучение, методы
стимулирования.
Зачетное занятие (1ч.)

5

3. Учебно-тематический план для обучающихся 11 класса
№
п/п

Разделы, темы

Раздел
2.
Введение
педагогику
1. Интенсификация
обучения

Всего
часов

в

34

в том числе
теорети
ч.
занятия
15

практич
.
занятия
19

4

2

2

2.

Инновационное обучение

5

2

3

3.

Работа в классах
повышенного
педагогического
внимания

6

3

3

4.

Методы
контроля
и
диагностики
эффективности учебнопознавательной
деятельности

3

1

2

5.

Формы обучения. Урок –
основная форма обучения

3

1

2

6.

Внеурочные
формы
организации
текущей
учебной работы
Конструктивные
коммуникации при
конфликтных ситуациях.
Зачетное занятие

6

3

3

6

3

3

1

-

1

7.
8.
Итого:

Форма
контроля
преподавате ля
Практическая
работа

34

6

Содержание программы Раздел
2. Введение в педагогику (34 часа)
Тема
1.1.
Интенсификация обучения (4 ч)
Групповые и индивидуальные занятия. Сущность проблемного обучения.
Понятие игровых технологий. Деловые учебные игры.
Тема 1.2. Инновационное обучение (5 ч)
Необходимость инновационного обучения. Информационные технологии.
Особенности модульного обучения и рейтингового контроля.
Тема 1.3. Работа в классах повышенного педагогического внимания (6 ч)
Нездоровые тенденции в обществе. Специальные методики обучения. Основы
витагонной педагогики. Особенности педагогики творчества. Работа с детьми ОВЗ.
Тема 1.4. Методы контроля и диагностики эффективности учебнопознавательной деятельности (3 ч)
Познакомить с методами контроля и диагностики эффективности учебнопознавательной деятельности (наблюдение, письменный опрос, контрольная работа,
тестирование).
Тема 1.5. Формы обучения. Урок – основная форма обучения ы (3 ч)
Типы и виды уроков. Учение Л.С. Выготского «О зоне ближайшего развития».
Анализ уроков. Требования к уроку.
Тема 1.6. Внеурочные формы организации текущей учебной работы (6 ч)
Рассказать о внеурочных формах работы (экскурсия, домашняя работа,
факультативные занятия и др.).
Тема 1.7. Конструктивные коммуникации при конфликтных ситуациях (6 ч)
Конфликтные ситуации и конфликты. Виды конфликтов. Фазы развития конфликта.
Технология бесконфликтного общения. Воспитание неконфликтного коллектива.
Особенности педагогических конфликтов. Предупреждение педагогического
конфликта. Сложные педагогические ситуации и способы их решения.
Зачетное занятие (1 ч)
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучающихся будут формироваться:
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- мотивация к обучению и личностному развитию;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты
Обучающиеся будут уметь:
- оценивать социальную значимость труда учителя;
- анализировать свою деятельность;
- планировать и организовывать деятельность свою и детей;
- осознанно использовать коллективно-распределенную деятельность для решения
разноплановых учебных, познавательных, исследовательских, проектных,
профессиональных задач для эффективного разрешения конфликтов;
- делать осознанный выбор дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Предметные результаты
Обучающиеся узнают:
- историю возникновения и развития педагогической профессии;
- о жизни и деятельности лучших педагогов прошлого и современности;
7

- о роли и сущности педагогической профессии и требованиях к современному
учителю;
- психолого-педагогические основы возникновения конфликтов;
- об учебных заведениях педагогической направленности;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение.

4. Материально-техническое и информационное обеспечение
Реализация программы курса предполагает наличие у обучающихся и преподавателя
скаченной образовательной платформы «Сферум».
Обучающимся необходимо:
- подготовить свое рабочее место;
- иметь при себе компьютер или мобильное устройство с выходом в интернет;
- рабочая тетрадь.
Технические средства
обучения
для преподавателя:
медиа-проектор,
компьютер с выходом в интернет, принтер, экран.

1.

2.
3.

4.
5.

5.Информационное обеспечение программы
Основные источники:
Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных
классах: учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Е. Н. Землянская.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 247 с.(Профессиональное образование).
Педагогика: учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко,
Н. А. Соколова; под научной редакцией Р.С.Димухаметова.- 2- е изд., испр. и
доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 219 с.
Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального
образования/ Л. С.Подымова [и др.]; под общей редакцией Л. С. Подымовой,
В. А. Сластенина.- 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт,
2017.- 246с.- (Профессиональное образование).
Подласый, И. П. Педагогика: учебник для прикладного бакалавриата / И. П.
Подласый.- 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019. –
576 с.
Факторович, А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Факторович.- 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 128 с. - (Профессиональное
образование).

Дополнительная литература:
1. Воспитательная деятеятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А.
Колесниковай. – М., 2018.
2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии (6-е изд): учебник – М.
«Академия», 2019.
3. Дубровина М.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2019. – 464.
4. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студ.
вузов / М.В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. - М.: Академия, 2018.
5. Куприянов Б.В. Организация досуговых мероприятий / Под ред. Куприянова Б.В.
(2-е изд): учебник – М. «Академия», 2019.
8

6. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина. М.: Гардарики,2017. - 526с.
7. Мананикова, Е. Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / Е. Н. Мананикова.
- М.: Дашков, 2017. - 223 с.

9

1. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. вузов / под
ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2019. – 221 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика (для СПО) (7-е изд.): учебник – М.
«Академия», 2019.
3. Тренинг педагогического общения [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.
П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2018. – 335 с.
Интернет-ресурсы:

1. https://new.atlas100.ru/
2. http://www.pedagogy.ru/
3. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php
4. https://tests.pp.ru/library/encyclopedia/pedagogics.phtml
5. http://www.conflictology.spb.ru/
6. http://universarium.org
7. http://pedsovet.org
8. http://www.elibrary.ru
9. http://pedlib.ru
10. http://www.ug.ru

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».