РП_ введение в психологию_10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования муниципального округа Краснотурьинск
МАОУ СОШ № 15

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Кафедра общественнонаучных предметов

Зам. директора по УВР↵

Директор

________________________
Протокол № 01
от « 29» августа 2025 г.

________________________
Кран М.А. ________________________
Приказ №77
от « 29 » августа 2025 г.

Стрелец Е.В.
Приказ №77
от « 29 » августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10- 11 КЛАССОВ
Срок реализации – 68 часов
Фома реализации – очная

Краснотурьинск, 2025

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Введение в психологию»
представляет собой профориентационный курс для учащихся 10-11 классов
общеобразовательной школы, чтобы посредством активного включения в
познавательную деятельность школьники могли принять решение о
правильности предпрофессионального выбора, включиться в процесс
самопознания, саморазвития, самовоспитания, самоопределения.
Программа курса ориентирована на формирование и развитие
компетенций необходимых для основных профессий отрасли «Образование»:
воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования.
Обучение осуществляется в течение 68 учебных часов, 34 часа в год.
Программа элективного курса имеет профильную (гуманитарную) и
профориентационную направленность. На уроках и практических занятиях
раскрывается не только особенность педагогической деятельности, но и
значимость ее для реформируемого российского общества (знакомство с
основными понятиями психологии, основами психолого-педагогической
деятельности и жизнедеятельности выдающихся психологов; овладение
школьниками основ психологической культуры, которая является частью
общей культуры и обеспечивает ему успешное вступление в самостоятельную
жизнь).
В процессе изучения данного курса, обучающиеся смогут сделать
выводы о своей профессиональной предрасположенности в сфере профессий,
связанных с взаимодействием между людьми. Это обеспечивается не только
проведением теоретических занятий, но и диагностированием личностных
качеств, а также практикумы и тренинги с обучающимися. Освоение курса
предполагает знакомство с общей ситуацией (формулой) выбора профессии и
определения степени готовности работать в будущем в сфере “человекчеловек”.
В рамках элективного курса «Введение в психологию» школьники,
выбравшие профессию педагога, приобретут опыт в работе с информацией,
печатными источниками, опыт рефлексии, самокоррекции и прогнозирования,
опыт публичных выступлений.
Изучение курса «Введение в психологию» завершается занятием,
посвященным обобщению знаний и сдаче зачёта.
Цель программы: создание условий для формирования позитивной
установки на выбор педагогической профессии и осознанного
самоопределения в сфере «человек-человек».
Задачи программы:
- формировать осознанное отношение к специфике педагогической
деятельности, к профессиональным и личностным качествам педагога;
- мотивировать школьников на ответственный подход к выбору будущей
профессии;
- познакомить с основными понятиями и категориями психологии;
- повысить уровень коммуникативной компетенции;
- развить навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
2

В содержание программы включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины, отражающие научные знания в области
психологии;
- принципы организации взаимодействия в образовательном процессе;
- методы и средства обучения и воспитания.
В содержании
программы
представлены следующие
виды деятельности обучающихся:
материально-практическая деятельность:
− репродуктивная деятельность в форме системы операций, ведущих к
определенному варианту;
− практическая, связанная с отработкой умений и навыков;
социальная деятельность:
− коммуникативная;
− мотивационно-оценочная (оценка и самооценка);
− образовательно-педагогическая
(по
самообразованию
и
самовоспитанию);
духовная деятельность:
− деятельность по самостоятельному познанию окружающего и
самопознание;
− мотивационно-ориентирующая
деятельность
(деятельность
по
профессиональному самоопределению).
Основанием для отбора
содержания
курса
служат
следующие критерии:
− научная и практическая значимость содержания образовательного
материала и его ценность для становления в педагогической профессии;
− возможность отобранного материала для самоопределения в выбранной
профессиональной области;
Методы, формы и средства обучения:
− методы и приемы (словесные, наглядные, практические, игровые);
− организационные формы (индивидуальные, парные, фронтальные, а
также лекции; практические занятия; игровые ситуации, мозговые
штурмы, дискуссии, творческие работы).
− средства обучения (демонстрационные, вербально-информационные,
технические, ЭОР).
По окончании курса обучающиеся будут знать (понимать):
−
−
−

основные понятия психологии;
специфику деятельности педагога в области обучения и воспитания;
основные приемы саморегуляции и конструктивного общения.
уметь:
− находить и анализировать информацию, необходимую для решения
профессиональных педагогических проблем;
− применять знания по психологии при решении педагогических задач.
Формы контроля освоения курса:
текущие формы контроля: устный опрос, анкетирование, мини3

самостоятельные работы, практикумы.
итоговый контроль по разделам: сдача зачёта.
Специфика программы состоит в деятельностном характере. Большая
роль в программе отводится практикумам, профессиональным пробам, где
обучающихся получат базовые сведения о профессиональной деятельности,
где будут моделироваться элементы деятельности, а так же навыки
эффективного общения.
2. Учебно-тематический план для обучающихся 10 класса
Разделы, темы
в том числе
№
Всего
Форма
п/п
часов
практич. контроля
теорет
занятия преподавателя
ич.
занятия
Раздел 1. Общая психология
34
15
19
Минисамостоятель1. Что изучает психология,
2
1
1
ная работа
мозг и психика
2. Познавательные
13
6
7
процессы. Понятия об
ощущениях, восприятии,
памяти, мышлении,
интеллекте, речи,
воображении.
3. Основные свойства и
12
5
7
состояния личности.
Толерантность – как
важная составляющая
личности. Эмоции и
чувства, воля,
способности, характер и
темперамент
4. Личность, группа,
4
2
2
коллектив. Личность и
образование.
Деятельность
профессиональное
самоопределение.
Навыки и привычки.
5. Мотивация.
2
1
1
6. Зачетное занятие
1
1
Итого:
34

4

Содержание программы:
Раздел 1. Общая психология (34 часа)
Тема 1.1. Что изучает психология, мозг и психика ( 2 ч . )
Значение изучения психологии для обучения и воспитания детей. Основные
отрасли психологии. Значение изучения психологии для будущего педагога.
Знакомство с психо-педагогической литературой. Методы психологических
исследований. Взаимосвязь психических, физиологических и педагогических
понятий, убеждений и суждений. Развитие психики сознания. Стадии и уровни
развития психики и поведения.
Тема 1.2. Познавательные процессы. Понятия об ощущениях, восприятии,
памяти, мышлении, интеллекте, речи, воображении (13 ч.)
Понятие об ощущениях, виды и функции ощущений. Основные свойства
восприятия, сходство и различие восприятия и ощущения. Виды восприятий.
Понятие о памяти, физиологии памяти, индивидуальные особенности памяти.
Развитие памяти и ее совершенствование. Мышление и речь: понятие и виды
мышления. Творческое мышление, факты и методы ее исследования. Развитие
мышления. Мышление и речь. Связь мышления с другими психическими
процессами. Воображение, его роль в обучении и воспитании детей. Виды
воображения. Воображение и творчество (П.С. Выготский). Развитие
воображения. Пути создания творческого образа.
Тема 1.3. Основные свойства и состояния личности. Толерантность – как
важная составляющая личности. Эмоции и чувства, воля, способности, характер
и темперамент (12 ч.)
Эмоции и чувства. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Понятие об
эмоциях и чувствах, их отличие. Виды эмоций и чувств. Эмоциональная регуляция
поведения людей. Воля. Понятие о воле. Особенности волевого действия и
значение воли в процессе обучения и воспитания. Воспитание воли у учащихся.
Способности. Виды способностей. Природа человеческих способностей.
Диагностика способностей. Характер. Понятие о характере. Индивидуальные
особенности характера. Черты характера. Формирование характера у детей.
Проблемы перевоспитания характера. Темперамент. Понятие о темпераменте.
Виды темперамента. Физиологическая основа темперамента.
Тема 1.4. Личность, группа, коллектив. Личность и образование.
Деятельность профессиональное самоопределение. Навыки и привычки (4 ч.)
Личность, человек, индивид, индивидуальность. Общее понятие о личности.
Профессиональная пригодность и психодиагностика. Карта личности.
Соотношение биологического и социального в личности. Формирование и
развитие личности. Личность и современное образование. Деятельность личности.
Цели, мотивы способы выполнения. Виды деятельности. Игровая, учебная,
трудовая деятельность. Навыки и привычки.
Тема 1.5. Мотивация. (2 ч.)
5

Понятия мотивации и целеполагания. Основные приемы мотивирования.
3. Учебно-тематический план для обучающихся 11 класса
Разделы, темы
в том числе
№
Всего
Форма
п/п
часов
практич. контроля
теорет
занятия преподавателя
ич.
занятия
Раздел 2. Возрастная
10
5
5
Минипсихология
самостоятельная работа
1. Возрастные кризисы.
2
1
1
2. Общие вопросы
8
4
4
возрастной психологии.
Возрастная
периодизация.
2
1
1
Раздел 3. Педагогическая
психология
1. Психология обучения и
2
1
1
воспитания
22
9
13
Раздел 4. Психология общения
1. Особенности общения.
9
4
5
Факторы,
обусловливающие
эффективность общения
2. Психология конфликта
6
2
4
3. Стресс и фрустрация.
3
2
1
Влияние на содержание и
процесс общения
4. Психологические
3
1
2
особенности публичного
выступления
5. Зачетное занятие
1
1
Итого:
34

Содержание программы:
Раздел 2. Возрастная психология (10 часов)
Тема 2.1. Возрастные кризисы ( 2 ч . )
Понятие кризиса в психологии. Стратегии выхода из кризисных состояний.
Тема 2.2 Общие вопросы возрастной психологии. Возрастная периодизация.
(8 ч.)
Понятие возраста. Возрастная периодизация детей. Что такое сензитивность.
Акселерация развития детей.
Раздел 3. Педагогическая психология (2 часа)
6

Тема 3.1. Психология обучения и воспитания (2 ч.)
Мотивы и цели учения. Развитие у учащихся познавательных процессов и
психических особенностей, способствующих обучению. Проблемное обучение.
Индивидуализация в обучении.
Раздел 4. Психология общения (22 часа)
Тема
4.1.
Особенности
общения.
Факторы,
обусловливающие
эффективность общения (9 ч.)
Функции и цели общения. Виды и способы общения. Вербальные и
невербальные средства общения. Межличностные отношения. Возрастные
особенности общения. Особенности общения, связанные с полом. Установление
взаимопонимания. Внешние факторы общения. Коммуникативные барьеры и
потери информации в разговорном общении. Технические приемы эффективного
слушания. Стили общения.
Тема 4.2. Психология конфликта (6ч.)
Конфликтные ситуации и конфликты. Виды конфликтов. Фазы развития
конфликта. Технология бесконфликтного общения. Воспитание неконфликтного
коллектива. Особенности педагогических конфликтов. Предупреждение
педагогического конфликта. Сложные педагогические ситуации и способы их
решения.
Тема 4.3. Стресс и фрустрация. Влияние на содержание и процесс общения (3
ч.)
Стресс и фрустрация: общая характеристика. Ситуативные и личностные
факторы возникновения стресса и фрустрации. Индивидуальный и групповой
стресс. Деформация содержания и средств общения в состоянии стресса и
фрустрации.
Тема 4.4. Психологические особенности публичного выступления (3 ч.)
Понятие публичного выступления. Принципы информирования. Методы
информирования. Оценка аудитории. Учет обстановки выступления. Вербальная
и визуальная адаптация. Признаки умело построенной речи. Типичные ошибки
при публичных выступлениях. Как сделать свою речь убедительной.
Преодоление нервозности при публичных выступлениях.
Зачетное занятие (1ч.)

7

Планируемые результаты освоения элективного курса
«Основы психологии»
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения
обучающимися программ среднего общего образования: личностным,
метапредметным и предметным.
Личностные результаты.
В структуре личностных результатов выделены следующие составляющие:
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
- целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций развития психологии, способности ставить
цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Метапредметные результаты.
Результаты изучения учебного курса «Основы психологии» способствуют:
− развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностносмысловых установок;
− развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
Предметные результаты.
В результате освоения программы элективного курса «Основы психологии»
обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для психологии, изучаемые в рамках
данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития,
успешного образовательного и социального взаимодействия.
будут уметь:
− проектировать стратегию собственного профессионального и личностного
развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
8

− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе
исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
будут иметь опыт:
− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде,
проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте
учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении
педагогической профессии.
4. Материально-техническое и информационное обеспечение
4.1 Реализация программы курса предполагает наличие у обучающихся
и преподавателя скаченной образовательной платформы «Сферум».
Обучающимся необходимо:
подготовить свое рабочее место;
иметь при себе компьютер или мобильное устройство с выходом в
интернет;
рабочая тетрадь.
Технические средства обучения для преподавателя: медиапроектор, компьютер с выходом в интернет, принтер, экран.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
4.2.1. Основные печатные издания
1. Выготский, Л. С. Психология искусства. / Сост., ав. посл. д-р. психол. наук,
проф. М. Г. Ярошевский. / Комм. канд. психол. наук. В. В. Умрихина. - Ростов н/Д:
изд-во «Феникс», 1998.- 480 с. - ISBN 5-222-00256-Х. – Текст: непосредственный.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – Москва
: АСТ, Астрель, 2008. - ISBN 978-5-17-049383-8, 978-5-271-19214-2. – Текст:
непосредственный.
3. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.:
Просвещение, 1980. - 352 с, ил. 4308022100 103(03) – 80 с. – Текст:
непосредственный.
4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.
- 4-е изд. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.— 688 с. - ISBN 5-69100552-9. – Текст: непосредственный.
5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные
пособия». - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с. - ISBN 5222-02731-7. – Текст: непосредственный.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. Москва [и др.] : Питер, 2002. - 705, [7] с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-31400016-4. – Текст: непосредственный.
9

7. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г.
Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург :
Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. - (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN
978-5-17-055693-9 (АСТ).
4.2.2. Основные электронные издания
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология в 2 т : учебник и практикум для
академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва :
Издательство Юрайт, 2015. - 814 с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-9916-49735. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/383944.
2. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Петрушин. - 4-е изд., перераб. и
доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 380 с. - (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05250-3. - Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454717.
3. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества :
учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2018. — 395 с. — (Серия : Авторский учебник). - ISBN 978-5534-08179-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».