РП ОРКиСЭ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы
религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, а также Программы воспитания.
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом «Об
образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87) выбор модуля осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося с ЗПР мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных норм
и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога.
Основной
методологический
принцип
реализации
ОРКСЭ
—
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся с ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать
её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Особенности речевого и
познавательного развития детей с ЗПР определяют необходимость при данном подходе
дополнительного использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого
высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная работа по

выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и расширению словарного
запаса. В некоторых случаях возможна адаптация речевого материала, упрощение
сложности текстов и их объема.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности,
осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества,
обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной
школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого.
Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность
эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо
Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч).

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна
из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в
культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон
(Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы
морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ИСВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4 классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые с ситуацией
речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для
решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
4

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить на доступном уровне прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать под руководством педагога разные средства для получения
информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
5

Регулятивные УУД:
соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать свое
поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание;
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Предметные результаты
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности (при необходимости с использованием плана речевого
высказывания);
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры по
образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как общепринятых
в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание
6

нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть,
ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило
нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской) этики
в становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
7

выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных
религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/05/23/konspekturoka-rossiya-nasha-rodina
https://infourok.ru/konspekt-urokaorkse-modul-svetskaya-etika-natemu-etika-nauka-o-nravstvennoyzhizni-cheloveka-klass2217249.html

1

Россия — наша Родина

1

0

0

2

Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы

8

0

0

3

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики

1

0

0

https://www.uchportal.ru/

4

Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек

8

0

0

https://znanio.ru/media/urok-orksev-4-klasse-na-temu-gosudarstvo-imoral-grazhdanina-obraztsynravstvennosti-v-kultureotechestva-2670725

5

Праздники как одна из форм исторической
памяти

2

0

0

https://urok.1sept.ru/articles/618872

6

Семейные ценности. Этика семейных
отношений

1

0

0

https://www.uchportal.ru/

7

Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства

3

0

0

https://infourok.ru/konspekt-urokasemya-i-semeynie-cennosti-orkse-

9

modul-svetskaya-etika-427699.html
8

Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования

6

0

0

9

Этикет

2

0

0

10

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10

https://infourok.ru/konspekt-urokapo-orkse-na-temu-chto-znachit-bitnravstvennim-v-nashe-vremyaklass-942212.html
https://uchitelya.com/orkse/181906konspekt-uroka-orkse-etiket.html
https://infourok.ru/konspekt-urokapo-orkse-lyubov-i-uvazhenie-kotechestvu-klass-3360577.html

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1

Россия - наша Родина

2-9

Этика и её значение в
жизни человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы

Кол-во
часов

1

8

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и
письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и
фактов действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов
России, о значении культурных традиций в жизни человека,
семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Приводить примеры единения народов России (например,
праздники).
Использовать основные понятия темы в устной и письменной
речи,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями.
Составлять по предварительно составленному плану и ключевым
словам небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла.
Высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества,
государства.
11

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://nsportal.ru/nachal
nayashkola/orkse/2017/05/23/
konspekt-uroka-rossiyanasha-rodina

https://infourok.ru/konsp
ekt-uroka-orkse-modulsvetskaya-etika-na-temuetika-nauka-onravstvennoy-zhiznicheloveka-klass2217249.html

10

11-18

Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция) в
государстве как
источник российской
гражданской этики

Образцы
нравственности в
культуре Отечества,
народов России.
Природа и человек

1

8

Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения
нравственных норм в жизни человека, общества, раскрывать
понимание «золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга и ответственности
человека в российском обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали,
отношений и поведения людей, основанных на конституционных
правах, свободах, обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм российской гражданской
этики (справедливость, ответственность, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к
труду, свобода совести, свобода вероисповедания, забота о
природе, историческом и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений при выполнении
заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм
жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов
поведения людей, исторических и литературных героев,
защитников Отечества в истории России и современности.
Рассуждать о возможности и необходимости бережного
отношения к природе и личной ответственности за это каждого
человека.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Составлять коллективно небольшой текст-рассуждение на тему
12

https://www.uchportal.ru/

https://www.uchportal.ru/

19-20

Праздники как одна из
форм исторической
памяти

2

21

Семейные ценности.
Этика семейных
отношений

1

22-24

Трудовая мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства

3

«Образцы нравственного поведения в культуре Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках по литературному
чтению и окружающему миру, для осмысления примеров
нравственного поведения людей в истории и культуре Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Объяснять значение праздников как одной из форм
исторической памяти народа, общества, их значение для
укрепления единства народа, общества.
Рассказывать о российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные), День народного единства,
День защитников Отечества и др., о праздниках в своём регионе,
местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения
учебных текстов, участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
учебный текст.
Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений
в семье на основе взаимной любви и уважения, любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших.
Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить
примеры.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее
знаний.
Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях
трудовой деятельности, предпринимательства в России,
13

https://urok.1sept.ru/artic
les/618872

https://www.uchportal.ru/

https://infourok.ru/konsp
ekt-uroka-semya-isemeynie-cennosti-orksemodul-svetskaya-etika-

25-30

Что значит быть
нравственным в наше
время. Методы
нравственного
самосовершенствован
ия

6

31-32

Этикет

2

33-34

Любовь и уважение к

2

приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии,
честном труде, об уважении к труду, к трудящимся людям,
результатам труда (своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Выражать своими словами понятия урока с опорой на учебник.
Приводить примеры нравственных поступков, оценивать
поступки свои и других людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта
поведения.
Составлять коллективно небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения людей в современной
жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Размышлять и рассуждать на темы правил поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить
примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность
правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных
ситуациях, приводить примеры, использовать народные
пословицы и поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в
разных ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий.
Применять
навыки
осознанного
построения
речевых
высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

427699.html

Закреплять и систематизировать представления о российской

https://infourok.ru/konsp

14

https://infourok.ru/konsp
ekt-uroka-po-orkse-natemu-chto-znachit-bitnravstvennim-v-nashevremya-klass942212.html

https://uchitelya.com/ork
se/181906-konspekturoka-orkse-etiket.html

Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессиональн
ого народа России

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

светской
этике,
духовно-нравственной
культуре
многонационального народа России, их значении в жизни
человека, семьи, российского общества.
Сопоставлять
понятия
«патриотизм»,
«Отечество»,
«многонациональный народ России», «служение», соотносить
определения с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной
речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
34

15

ekt-uroka-po-orkselyubov-i-uvazhenie-kotechestvu-klass3360577.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4
класс/Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией
Шапошниковой Т.Д., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http:// fcior. edu ;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// school- collection. edu .
http://orkce.apkpro.ru/ - сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ
духовно-нравственной культуры народов России
http://www.religio.ru/ - Мир религи

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».