Аннотации

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Технология»
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа по технологии на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, а также Программы воспитания.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень
универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных,
формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета
«Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных
классов. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности
действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных
учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того,
что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных
УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения
и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД
(способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан
в специальном разделе — «Совместная деятельность». В зависимости от степени
выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР
регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым
является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при
выполнении учебной работы обучающимися.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год
обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем
разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и
формы организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно
использовать при изучении той или иной темы, с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Технология» представляет значительные трудности для
обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
 незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых
усилий при начале работы над изделием;
 отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет
процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии;
 недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при
выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа,
сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе;
 импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству
получаемого изделия, недовольству полученным результатом;
 нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой

активностью, влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или иным
материалом;
 медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и упражнений
для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и
терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты
изучаются таким образом, чтобы обучающиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на
существенные признаки, подругим вопросам обучающиеся получают только общие
представления. Ряд сведений познается обучающимися с ЗПР в результате практической
деятельности.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных
связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы
обучающимися с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение
простых форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной
выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных
типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в
изделии.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметнопрактическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса
интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР
младшего школьного возраста.
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с ЗПР,
формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного
предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы
приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
 формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
 становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
 формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);

 формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,

технологиях их обработки и соответствующих умений.
Воспитательные задачи:
 воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
 развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи,
волевой саморегуляции, активности и инициативности;
 воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации
успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
 становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
 воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Коррекционно-развивающее значение учебного предмета «Технология»
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются устойчивостью учебных затруднений
(из-за дефицита познавательных способностей), мотивационно-поведенческими
особенностями, степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики,
глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с
этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к обучающимся. На
уроках технологии для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение
каждой детали;
выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно
изготовить за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и
пресыщения;
трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным
действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата
(глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора
деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность
пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика
пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия)
требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но
и от других специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология» заключается
в расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР об окружающей предметной
и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий,
стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых
отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы,
способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые
рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего
школьного возраста.Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит

через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о
свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение
различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую
усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их
свойства, симметрия и др.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Технология»
входит в предметную область «Технология» и является обязательным для изучения.
Содержание предмета «Технология» структурировано как система тематических модулей
и входит в учебный план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме
одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах
обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Технология», —
168 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4
класс — 34 ч.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего
образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – далее ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Программе
воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего образования
является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он
способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации
обучающихся с ЗПР. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность
для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетико-фонематической стороны
речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и недифференцированностью словаря,
трудностями грамматического оформления речи, построения связного высказывания,
недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с запозданием
формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление
навыка звуко-буквенного анализа, очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают
при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словеснологического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение
орфограмм и формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших
дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности,
прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности
обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского
языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание
того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться
в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного
решения коммуникативных задач.
Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных
видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка.
Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают
грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, умениями
организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их
структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать,
образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины происходит

развитие устной и письменной коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного
чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные представления о единстве
и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Представления о связи языка с культурой народа
осваиваются практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за счет четких
и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к выполняемой деятельности,
уменьшенного объема заданий, большей их практикоориентированности, подкрепленности
наглядностью и практическими действиями, а также неоднократного закрепления
пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением специальных приемов
обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.), соблюдении требований к организации
образовательного процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции
учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую
систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение
специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у
обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением,
совершенствуется связное (в том числе учебное) высказывание, расширяется словарный
запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие
попытки их преодоления.
Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную
ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков
самоконтроля. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой
анализ слов, работа с предложением и текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются
процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков
произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава
слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,
использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов
совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления
логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР учатся
ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный
отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции
деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение количества
заданий, направленных на развитие мелкой моторики обучающегося, точности и
дифференцированности движений кисти и пальцев руки. Необходимо увеличение времени,
отводимого на звуковой анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой
структуры слова как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового
анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ
предложения, составление схемы предложения, работу с деформированным предложением
и текстом. Успешное усвоение грамматических правил у детей с ЗПР предполагает
использование алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил

требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом
осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно повторяется
ребенком.
Обедненность
словаря
у
учащихся
с
ЗПР
обуславливает
необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и расширению
лексического значения слов, накопления устного речевого опыта.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителемлогопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как
дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных
фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках
по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение», способствует улучшению качества
устной речи обучающегося с ЗПР.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета
«Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты
освоения обучающимися предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные,
предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального
общего образования, а также учитывают особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для
каждого года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по классам,
основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения
разделов и тем курса. При этом для обеспечения возможности реализации принципов
дифференциации и индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и
интересов обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано.
Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для
реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета
«Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение
обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает
преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают
ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего
образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего
образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» – 840 (5 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе и 1 дополнительном классах по 165 ч, во 2–4 классах –
по 170 ч.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Основы религиозных
культур и светской этики» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы
религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, а также Программы воспитания.
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики». В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст.
87) выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося с ЗПР мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики
по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных норм
и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся с ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Особенности речевого и
познавательного развития детей с ЗПР определяют необходимость при данном подходе

дополнительного использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого
высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная работа по
выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и расширению словарного
запаса. В некоторых случаях возможна адаптация речевого материала, упрощение
сложности текстов и их объема.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности,
осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества,
обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе:
интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого.
Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность
эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо
Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч).

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, Программы воспитания.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются
предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются
условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного
учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической
жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы
7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если
они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и
пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые
можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально
привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихсяс ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение
следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование
предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять
полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения
к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с
ЗПР,развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых
навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают
основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-

развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с
ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных
предметно-практических
и
коммуникативных
задач,развитии
активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и
неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать
правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит
обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основудля осмысления
личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и
предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем
окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии
с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и
социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том,
что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей
всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, – 336 часов
(два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 1 дополнительный класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Музыка» для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом
распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
образовательной программы, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в Программе воспитания.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством
явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень
содержания обучения не является главным. Значительно более важным является
формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе
музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия
и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий
спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от
традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым
импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов
музыкального языка, композиционных принципов.
Для обучающихся с ЗПР овладение учебным предметом имеет существенное
коррекционное значение. В процессе уроков:
 происходит развитие и коррекция слухового восприятия;
 обогащается общий кругозор, способствующий расширению словарного запаса,
знаний и представлений об окружающем мире;
 оказывается благоприятное воздействие на эмоциональную сферу обучающегося;
 в интересной для обучающихся практической деятельности развиваются логические
операции, умения анализировать, наблюдать за явлениями, произвольно
направлять и удерживать внимание;
 совершенствуется возможность саморегуляции во время прослушивания
музыкальных произведений и исполнительской деятельности;
 обогащается чувственный опыт обучающегося.
Деятельность обучающихся с ЗПР на уроках должна быть организована с учетом их
возможностей. Подбор музыкального материала для исполнения обучающимися
осуществляется на доступном для ребенка уровне. Новый материал следует предъявлять
развернуто, использовать визуализацию, примеры, практические упражнения и
многократно закреплять.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся с ЗПР. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного
отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и
в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний
опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного
мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая
природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран, культур, времён и народов.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область

«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1
(включая 1 дополнительный класс) по 4 класс включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулям
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного
обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Общее количество — не менее 168 часов (33 часа в 1и 1 дополнительном классах и
по 34 часа в год во 2–4 классах).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах,
театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской
этики», «Иностранный язык» и др.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего
образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, Программы воспитания.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных
учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые
возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом
возрастных особенностей и особых образовательных потребностей младших школьников
с ЗПР. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных
учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того,
что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных
(определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и
доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных
действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». В
зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших
школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи
с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий
контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год
обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем
разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и
формы организации обучения, характеристика видов деятельности, приводятся
специфические приемы обучения, которыенеобходимо использовать при изучении той
или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации
дифференцированного обучения.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии
обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение
математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на
достижение следующих образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего
школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении
математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно»,
«порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение,
продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование
способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения,
математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации
(примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению
математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности:
теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи,
ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования
математических знаний в повседневной жизни.
В программу учебного предмета «Математика» введены специальные разделы,
направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных трудностей, предусмотрены
специальные подходы и виды деятельности, способствующие устранению или
уменьшению затруднений.
В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности материала к
познавательным возможностям учеников. Для этого произведен отбор содержания
учебного материала и адаптация видов деятельности обучающихся с ЗПР, а также
предусматривается возможность предъявления дозированной помощи и/или
использование руководящего контроля педагога. Трудные для усвоения темы
детализируются, а учебный материал предъявляется небольшими дозами. Для лучшего
закрепления материала и автоматизации навыков широко используются различные
смысловые и визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое
внимание уделяется практической работе и предметно-практическому оперированию,
отработке алгоритмов работы с правилом, письменных приемов вычислений и т.д.
В первом классе предусмотрен пропедевтический период, позволяющий
сформировать дефицитарные математические представления,общие учебные умения и
способы деятельности для освоения программного материала. В программу включены
темы, способствующие выявлению и восполнение математических представлений у детей
с ЗПР о множестве и действиях со множествами предметов, о размере и форме предметов,
их количестве и соотнесении количества. Введены часы на корректировку и
формирование пространственных и временных представлений. При этом все обучение в
этот период носит наглядно-действенны характер, все темы усваиваются в процессе
работы с реальными предметами, на основе самостоятельного оперирования или
наблюдая за действиями педагога.
В дальнейшем изучение курса математики сопровождается использованием
заданий и упражнений, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций
и логических действий, активизацию познавательных процессов. Отбор содержания
учебного материала основан на принципе соблюдения обязательного минимума объема и
сложности. Использование на уроках различных видов помощи способствует более
прочному закреплению материала и постепенному переходу к продуктивной
самостоятельной деятельности.

В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат
следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности
обучающегося с ЗПР:

 понимание

математических
отношений
выступает
средством
познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по
времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

 математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

 владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет
ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою
точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или
подтверждать истинность предположения).
Планируемые результаты содержат допустимые виды помощи обучающимся с
ЗПР, которые предъявляются при необходимости.
В начальной школе математические знания и умения применяются обучающимся
при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные
характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм
представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы,
выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина,
периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в
основном звене школы.
В федеральном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной
школы отводится 4 часа в неделю, всего 672 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, в 1
дополнительном классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов, 4
классе — 136 часов.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального
общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее –
далее ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с ЗПР,
сформулированные в Программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих
предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают
затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают
техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут
допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки
букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в
состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного,
установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев
произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются
в правильном интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В
процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры:
формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует
формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная
направленность обучения предполагает введение дополнительных видов деятельности и
специальных упражнений, направленных на преодоление недостатков в развитии речи
обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового
анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель
начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом,
осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дислексия.

Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и
затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения,
включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар
слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов
определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению
поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится
работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений
работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность
обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления видов
деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного. С первого
класса проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или
тексте заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к
целостному анализу прочитанного, поиску логических связей между частями
произведения, причинно-следственных связей между событиями. Большое значение
уделяется словарной работе. Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение
словаря;обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова,
развивают привычку выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал.
Должна предусматриваться специальная продолжительная работа по обучению пересказу.
Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема с опорой на картинный план и
ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно составленный план
излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может долго служить опорой для
обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся с ЗПР
формируется положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества; происходит
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития; формируется первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; происходит
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с
представленными предметными результатами по классам; происходит овладение техникой
смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей
понимание и использование информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих

формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также
возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося
воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету
«Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным
интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте» (рекомендуется 297 часов:
русского языка 165 часов и литературного чтения 132 часа). Содержание литературного
чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому
языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения. На литературное чтение в 1дополнительном классе отводится 33
учебные недели (132 часа), для изучения литературного чтения во 2-4 классах
рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Иностранный (английский)
язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа по английскому языку на уровне начального общего образования
опирается на требования к результатам освоения Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в части Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР и
конкретизирует требования федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
предъявляемых в части предметного обучения учебному предмету «Иностранный
(английский) язык»» обучающихся с задержкой психического развития, а также
программой воспитания с учётом концепции или историко-культурного стандарта.
Рабочая программа раскрывает цели образования, развития и воспитания
обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный (английский) язык» на
начальной ступени обязательного общего образования, описывает характеристику
психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых
результатов и к структуре тематического планирования
Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» на уровне начального общего
образования обеспечивает языковое и общее речевое развитие обучающихся, способствует
повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся
с ЗПР.
Овладение учебным предметом «Иностранный (английский) язык» представляет
большую сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками на всех уровнях
речевого функционирования на родном языке и особенностями становления и развития
коммуникативных умений, недостаточной сформированностью основных мыслительных
операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления, спецификой
памяти школьников. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового
анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звукобуквенного анализа,
очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма
и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и мыслительных
операций значительно затрудняют усвоение правил правописания и формирования
грамматических понятий. Все указанные трудности проявляются не только при освоении
родного языка, но и иностранного.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших
дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности,
прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности
обучения
Программа отражает содержание обучения предмету «Иностранный (английский)
язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе
изучения английского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к иностранному языку, стремление к его грамотному
использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются
показателем общей культуры человека. На уроках обучающиеся получают практикоориентированные умения по применению правил общения на английском языке и правил

речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.
Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных
видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка. При
изучении данной дисциплины происходит развитие устной и письменной коммуникации.
Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём.
Изучение иностранного языка обучающимися с ЗПР, в соответствии с ФГОС НОО
ОВЗ и ФАОП НОО ОВЗ, начинается с 3 класса.
Построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом
принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В
процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и
конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и
расширяющемся тематическом содержании речи.
Программа учитывает специфику познавательного развития обучающихся с ЗПР и
содержит перераспределение некоторых тем между классами, удерживая преемственность
в освоении программного материала начальной и основной школы.
Программа устанавливает распределение учебного материала по классам,
основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и
возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения
разделов и тем курса. При этом для обеспечения возможности реализации принципов
дифференциации и индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и
интересов обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано.
Цели изучения учебного предмета «Иностранный (английский) язык»
Общие цели обучения иностранному языку в начальной школе можно условно
разделить на образовательные, развивающие, воспитывающие.
Образовательные цели учебного предмета «Иностранный (английский) язык» в
начальной школе включают:
1)
формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, т.
е. способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в
устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с учётом
возрастных возможностей и потребностей младшего школьника с ЗПР;
2)
расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения
новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими,
грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения;
3)
освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о
разных способах выражения мысли на родном и иностранном языках;
4)
использование для решения учебных задач интеллектуальных операций
(сравнение, анализ, обобщение и др.);
5)
формирование умений работать с информацией, представленной в текстах
разного типа (описание, повествование, рассуждение), пользоваться при необходимости
словарями по иностранному языку.
Развивающие цели учебного предмета «Иностранный (английский) язык» в
начальной школе включают:
1)
осознание обучающимися роли языков как средства межличностного и
межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и
инструмента познания мира и культуры других народов;

2)
становление коммуникативной культуры обучающихся и их общего речевого
развития;
3)
развитие компенсаторной способности адаптироваться к ситуациям общения
при получении и передаче информации в условиях дефицита языковых средств;
4)
формирование регулятивных действий: планирование последовательных
«шагов» для решения учебной задачи; контроль процесса и результата своей деятельности;
установление причины возникшей трудности и/или ошибки, корректировка деятельности с
помощью педагога;
5)
становление способности к оценке своих достижений в изучении
иностранного языка, мотивация совершенствовать свои коммуникативные умения на
иностранном языке.
Вклад предмета «Иностранный (английский) язык» в реализацию воспитательных
целей обеспечивает:
1)
понимание необходимости овладения иностранным языком как средством
общения в условиях взаимодействия разных стран и народов;
2)
формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции,
позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого
языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного
общения, соблюдая речевой этикет и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые
средства общения;
3)
воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством
знакомств с детским пластом культуры стран изучаемого языка и более глубокого
осознания особенностей культуры своего народа;
4)
воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной
культуре других народов;
5)
формирование положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного интереса к предмету «Иностранный язык».
Для обучающихся с ЗПР изучение иностранного языка имеет коррекционноразвивающие цели, связанные с формированием жизненных (социальных) компетенций,
расширении представлений о разнообразии социального и природного мира,
формировании коммуникативных навыков и т.д.
Место учебного предмета «Иностранный (английский) язык» в учебном плане
Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в число обязательных
предметов, изучаемых на всех уровнях общего образования и изучается обучающимися с
ЗПР в начальной школе в 3 и 4 классе 1 час в неделю (68 часов): 3 класс — 34 часа, 4 класс
— 34 часа.

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное
искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, а также программы воспитания.
Содержание программы распределено по годам обучения и модулям с учётом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, проверяемых требований к
результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 7–10 лет,
однако содержание занятий может также адаптироваться с учётом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не только
образовательные, но и коррекционные задачи.
Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественнообразного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём
освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития
творческого потенциала.
Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в
соответствии с федеральной адаптированной общеобразовательной программой
начального общего образования для обучающихся с ЗПР заключается:
 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в
обществе;
 в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе
овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и
проектной деятельностью;
 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и
людям творческих профессий.
Общие задачи курса:
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое,
дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные
суждения о произведениях искусства;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого,
делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и
тематическую лексику;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного
и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям

искусства;
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать
по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
Содержание предмета охватывает все основные виды визуально-пространственных
искусств: начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и
народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для
обучающихсяс ЗПР большое значение имеет восприятие произведений детского
творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в
них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи,
поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества носит обучающий характер.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные
уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической
творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений
искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной
деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционно-развивающее
значение:

способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с
ЗПР путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве;

формирует умение находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство и различие;

содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;

учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;

способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию
зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно
повторяющихся
графических
действий
с
применением
разнообразного изобразительного материала;

формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ реалистического
рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.

Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют
формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у него положительных навыков
и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и сферы
жизненной компетенции.В зависимости от степени выраженности нарушений
регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут
формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи
организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной
работы обучающимися.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает
предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений
и потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и
приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения
дифференцированного подхода к обучающимся.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Изобразительное
искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для
изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как
система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы
начального общего образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение
содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч,2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4
класс — 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».