МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Я и моя будущая профессия» (9 класс) Пояснительная записка Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. К тому же социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нём. А это значит, что каждому из школьников надо постигнуть премудрости профессионального самоопределения. Примерно 40% молодёжи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности, избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, внутренним убеждениям. Это влечёт за собой разочарование, даже психические расстройства. Велик и экономический урон государства, ежегодно он теряет миллиарды рублей, т.к. более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Учебный предмет «Я и моя будущая профессия» призван дать разностороннюю помощь школьникам выявить интересы, склонности и способности в выборе профессий. Программа учебного предмета рассчитана на обучающихся 9 класса и составлена с учётом минимума содержания образования по предметам общеобразовательного цикла общей школы. Ведь именно в этом возрасте (14-15лет) начинает более серьёзно осознаваться вопрос профессионального самоопределения. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 1015% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Итак, данный учебный предмет должен помочь учащимся в нелёгкий переходный период. Цели: - оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку обучающимся 9 классов; - открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии; - помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий; - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в условиях рыночных отношений в нашей стране и жёсткой конкуренции на рынке рабочей силы. Задачи: - раскрыть перед старшеклассниками широкий спектр многообразия и сложности мира человека, трудности выбора профессии; - ознакомить их с особенностями психологического анализа труда; - обеспечить подростков средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планированию; - выработать у обучающихся умения адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и возможности в выборе профессии. Учебный предмет «Я и моя будущая профессия» рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Основные формы и методы работы: Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения: - экскурсия; - практическая работа; - лекционное занятие; - «круглый стол»; - индивидуальная и групповая беседа; - дискуссия; - встреча с представителями отдельных профессий; - составление и решение профориентационных кроссвордов. Основные методы обучения: - объяснительный; - информационно-сообщающий; - иллюстративный. В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Эффективность усвоения будет отслеживаться по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии. Оценивание - пятибалльная система по полугодиям. Основу для создания учебного предмета «Я и моя будущая профессия» составили следующие учебно-методические комплекты и учебники: 1.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. / Под научной редакцией Л.А. Обуховой – М.: Вако, 2005, 240 стр.- (Педагогика. Психология. Управление.) 2. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвинова А.В. Учимся выбирать профиль обучения / для учащихся 7-11 классов /- СПБ.: КАРО, 2006. 3. Профориентация старшеклассников: сб.учеб.-метод. материалов / сост., ред.,и коммент. Т.В. Черниковой.- Волгоград: Учитель, 2006. 4. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин и др.; Под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 1999. 5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.- 140 стр.- (Психология для жизни) Данная программа реализует следующие содержательные линии национальнорегионального компонента Государственного стандарта Свердловской области: 1. «Информационная культура» 2. «Социально-экономическая и правовая культура» 3. «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности» Требования к уровню умений и навыков: Учащиеся должны знать: · значение профессионального самоопределения; · требония к составлению профессионального личного плана; · правила выбора профессии; · понятие профессии, специальности, специализации, квалификации; · классификацию профессий, формулу профессий; · понятие профессиограммы; · понятие психологических особенностей личности; · факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях (хочу надо-предпочитаю); · понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях; · понятие карьеры; · понятие профессионального роста. могу- Учащиеся должны уметь: · составлять профессиональный личный план; · определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения); · соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; · проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях; · сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией; · анализировать информацию о профессиях; · на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Я и моя будущая профессия» № п/п 1 2 3 4 5-6 7 8 Наименование разделов (тем) 1 четверть Введение Цели и задачи учебного предмета. Важность выбора профессии в жизни человека Мир профессий Пути освоения профессии. Профессиональное обучение и профессиональное образование Ошибки и затруднения при выборе профессии Понятие профессии, специальности Классификация профессий. Формула профессии Профессиограмма и психограмма профессии Профессии индустриального производства Кол-во часов Сроки усвоения 1 1 неделя сентября 15 1 2 неделя сентября 1 1 2 3 неделя сентября 4 неделя сентября 1,2 неделя октября 1 1 3 неделя октября 4 неделя октября 1 1 неделя ноября 1 2 неделя ноября 1 1 2 1 1 3 неделя ноября 4 неделя ноября 1,2 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря 2 четверть 9 10 11 12 13-14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Профессии в сфере агропромышленного комплекса Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности Профессиональная деятельность в торговле Профессии в сфере общественного питания Профессии в сфере арттехнологий Профессии новых перспективных сфер Профессиональная деятельность в социальной сфере 3 четверть Познавательные процессы и способности личности Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Память. Внимание. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта Интересы и выбор профессии. Тест «Карта интересов» Склонности и профессиональная направленность. Опросник Е.А. Климова Психология личности Понятие о личности. Тест «Личность» Темперамент. Тест «Изучение темперамента» Характер 5 1 3 неделя января 1 1 4 неделя января 5 неделя января 1 1 неделя февраля 1 2 неделя февраля 3 1 1 1 3 неделя февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Профессиональное самоопределение Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» «надо» - «выбираю») Мотивы в профессиональном выборе («хочу»). 4 четверть Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо») «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» «могу» - «надо» Подготовка к будущей карьере Здоровье и выбор профессии Понятие карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали) Профессиональная проба. Построение личного профессионального плана Экскурсии в учебные заведения города ИТОГО 5 1 2 неделя марта 1 3 неделя марта 1 1 неделя апреля 1 2 неделя апреля 1 3 неделя апреля 5 1 1 4 неделя апреля 1 неделя мая 1 2 неделя мая 2 3-4 неделя мая 34