Я И МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Приложение к
основной
образовательной
программе
основного общего
образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Я и моя будущая профессия»
(9 класс)

Пояснительная записка
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это
выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь
главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий
интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям,
которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим
подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и
материальному благополучию в будущем.
К тому же социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили
появление рынка труда и конкуренции на нём. А это значит, что каждому из школьников надо
постигнуть премудрости профессионального самоопределения. Примерно 40% молодёжи из-за
незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности,
избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, внутренним убеждениям.
Это влечёт за собой разочарование, даже психические расстройства. Велик и экономический урон
государства, ежегодно он теряет миллиарды рублей, т.к. более трети выпускников школ
поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным
запросам и потребностям общества.
Учебный предмет «Я и моя будущая профессия» призван дать разностороннюю помощь
школьникам выявить интересы, склонности и способности в выборе профессий.
Программа учебного предмета рассчитана на обучающихся 9 класса и составлена с учётом
минимума содержания образования по предметам общеобразовательного цикла общей школы.
Ведь именно в этом возрасте (14-15лет) начинает более серьёзно осознаваться вопрос
профессионального самоопределения. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 1015% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не
задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции,
сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не
знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо
решать.
Итак, данный учебный предмет должен помочь учащимся в нелёгкий переходный период.

Цели:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку обучающимся 9 классов;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними
выстроить алгоритм действий;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в условиях рыночных
отношений в нашей стране и жёсткой конкуренции на рынке рабочей силы.

Задачи:
- раскрыть перед старшеклассниками широкий спектр многообразия и сложности мира
человека, трудности выбора профессии;
- ознакомить их с особенностями психологического анализа труда;
- обеспечить подростков средствами самопознания, развивать навыки и умения по
целеполаганию и планированию;
- выработать у обучающихся умения адекватно понять себя, всесторонне и объективно
оценить личные запросы и возможности в выборе профессии.
Учебный предмет «Я и моя будущая профессия» рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов
совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают
следующие формы обучения:
- экскурсия;
- практическая работа;
- лекционное занятие;
- «круглый стол»;
- индивидуальная и групповая беседа;
- дискуссия;
- встреча с представителями отдельных профессий;
- составление и решение профориентационных кроссвордов.
Основные методы обучения:
- объяснительный;
- информационно-сообщающий;
- иллюстративный.
В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование комплекса психологических
методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических
качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью
применяются диагностические и развивающие методические процедуры.
Эффективность усвоения будет отслеживаться по показателям сформированности у
школьников способности к выбору профессии. Оценивание - пятибалльная система по
полугодиям.

Основу для создания учебного предмета «Я и моя будущая профессия» составили
следующие учебно-методические комплекты и учебники:
1.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам
(9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. /
Под научной редакцией Л.А. Обуховой – М.: Вако, 2005, 240 стр.- (Педагогика. Психология.
Управление.)
2. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвинова А.В. Учимся выбирать профиль обучения / для
учащихся 7-11 классов /- СПБ.: КАРО, 2006.
3. Профориентация старшеклассников: сб.учеб.-метод. материалов / сост., ред.,и коммент.
Т.В. Черниковой.- Волгоград: Учитель, 2006.
4. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В.Д.
Симоненко, О.П. Очинин и др.; Под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Издательский центр
«Вентана – Граф», 1999.
5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.:
Генезис, 2005.- 140 стр.- (Психология для жизни)
Данная программа реализует следующие содержательные линии национальнорегионального компонента Государственного стандарта Свердловской области:
1. «Информационная культура»
2. «Социально-экономическая и правовая культура»
3. «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»

Требования к уровню умений и навыков:
Учащиеся должны знать:
· значение профессионального самоопределения;
· требония к составлению профессионального личного плана;
· правила выбора профессии;
· понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
· классификацию профессий, формулу профессий;
· понятие профессиограммы;
· понятие психологических особенностей личности;
· факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях (хочу надо-предпочитаю);
· понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных
способностях;
· понятие карьеры;
· понятие профессионального роста.

могу-

Учащиеся должны уметь:
· составлять профессиональный личный план;
· определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения);
· соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
· проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
· сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
· анализировать информацию о профессиях;
· на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать
самостоятельный и независимый профессиональный выбор.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Я и моя будущая профессия»
№ п/п

1

2
3
4
5-6
7
8

Наименование разделов (тем)
1 четверть
Введение
Цели и задачи учебного предмета. Важность
выбора профессии в жизни человека
Мир профессий
Пути освоения профессии. Профессиональное
обучение и профессиональное образование
Ошибки и затруднения при выборе профессии
Понятие профессии, специальности
Классификация профессий. Формула
профессии
Профессиограмма и психограмма профессии
Профессии индустриального производства

Кол-во
часов

Сроки усвоения

1
1 неделя сентября
15
1

2 неделя сентября

1
1
2

3 неделя сентября
4 неделя сентября
1,2 неделя октября

1
1

3 неделя октября
4 неделя октября

1

1 неделя ноября

1

2 неделя ноября

1
1
2
1
1

3 неделя ноября
4 неделя ноября
1,2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря

2 четверть
9
10
11
12
13-14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24

Профессии в сфере агропромышленного
комплекса
Профессиональная деятельность в лёгкой и
пищевой промышленности
Профессиональная деятельность в торговле
Профессии в сфере общественного питания
Профессии в сфере арттехнологий
Профессии новых перспективных сфер
Профессиональная деятельность в социальной
сфере

3 четверть
Познавательные процессы и способности
личности
Ощущение. Восприятие. Представление.
Воображение.
Память. Внимание.
Мышление. Особенности интеллектуальной
сферы. Типы интеллекта
Интересы и выбор профессии. Тест «Карта
интересов»
Склонности и профессиональная
направленность. Опросник Е.А. Климова
Психология личности
Понятие о личности. Тест «Личность»
Темперамент. Тест «Изучение темперамента»
Характер

5
1

3 неделя января

1
1

4 неделя января
5 неделя января

1

1 неделя февраля

1

2 неделя февраля

3
1
1
1

3 неделя февраля
4 неделя февраля
1 неделя марта

25

26

27
28
29

30
31
32
33-34

Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы,
влияющие на выбор профессии в
современных условиях («хочу» - «могу» «надо» - «выбираю»)
Мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

4 четверть
Возможности личности в профессиональной
деятельности («могу»). Профпригодность.
Социальные проблемы труда, потребности
рынка труда в кадрах («надо»)
«Выбираю»: выбор профессии на основе
самооценки и анализа составляющих «хочу» «могу» - «надо»
Подготовка к будущей карьере
Здоровье и выбор профессии
Понятие карьеры. Профессиональный рост
(построение карьеры по вертикали и
горизонтали)
Профессиональная проба. Построение личного
профессионального плана
Экскурсии в учебные заведения города

ИТОГО

5
1

2 неделя марта

1

3 неделя марта

1

1 неделя апреля

1

2 неделя апреля

1

3 неделя апреля

5
1
1

4 неделя апреля
1 неделя мая

1

2 неделя мая

2

3-4 неделя мая

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».