ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Трудные вопросы орфографии»
(7а класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися
разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики,
словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия
«языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных
классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам,
направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку
в 7 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография
причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не
подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа элективного курса «Трудные
вопросы орфографии». призвана решить проблему постоянно возникающей
необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью
обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для
учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое
использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня
грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей
деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках
русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на метапредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать,
анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления учащихся.

Основные учебные цели:
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативноречевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное
формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета:
Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической
грамотности через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение
словообразования является благодатным материалом для решения задач развития
мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти
возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить ученика
определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания,
развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических
навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными
гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их
морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо-буквенного состава
морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными
чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации
морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же,
должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить
проблему
усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей
возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа
предназначена для реализации в 7 классе А, т.к. качество знаний учащихся данного
класса требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» является дополнением к
основному курсу русского языка в 7 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
учащиеся должны
знать:
орфографические нормы написаний;
нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые
регулируются правилами и соответствующим орфографическим минимумом;
уметь:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
отличать служебные части речи от самостоятельных;
опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;
правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы
работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных
каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари,
библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Метапредметные связи в ходе изучения элективного курса
«Трудные вопросы орфографии»:
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
Знания и умения учащихся
Виды самостоятельной работы
1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Учащиеся должны знать, что такое смыслообразующие формообразующие морфемы.
Учащиеся должны уметь правильно определять смыслообразующие формообразующие
морфемы.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии,
исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие
коммуникативных навыков.
2
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней
с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной,
не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися
гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-,
-клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными,
зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с
чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция
согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми
согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Учащиеся должны знать, что такое корень как основная морфема слова, правописание корней
с безударной гласной, проверяемой ударением, правописание корней с безударной гласной, не
проверяемой ударением.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии,
исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие
коммуникативных навыков.
3
Правописание приставок. Классификация приставок
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и
формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным
написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с
традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок
пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после
приставок.
Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема классификацию приставок
(смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки
с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии,
исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие
коммуникативных навыков.
4
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие;
суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание
суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий.
Учащиеся должны знать, что такое суффикс как морфема классификацию суффиксов
(смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии,
исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие
коммуникативных навыков.
5
Понятие об окончании
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание
окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.
Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема, правописание окончаний имен
существительных, имен прилагательных и причастий, правописание окончаний глаголов.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии,
исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие
коммуникативных навыков.

6
Заключение
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и
формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых
морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе.
Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний.
Учащиеся должны знать изученное в 7 классе.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии,
исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие
коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса по русскому языку в 7 классе
п/п
Раздел программы

I
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
1
1.1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2
1.2
Смыслообразующие морфемы.
3
1.3
Формообразующие морфемы.
II
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем
4
2.1
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
5
2.2
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением.
6

2.3
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
7
2.4
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, твор-, -зар-).
8
2.5
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-,
-раст-, -скоч-).
9
2.6
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бери аналогичные , -кос-).
10
2.7
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, плов-, -мок-).
11
2.8
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях
слов.
12
2.9
Закрепление по теме «Правописание корней».
III
Правописание приставок. Классификация приставок
13
3.1
Приставка как словообразующая морфема. Классификация приставок.
14
3.2
Приставки с традиционным написанием.
15
3.3
Приставки с позиционным написанием.
16
3.4
Правописание приставок пре, при-.
17
3.5
Правописание приставок раз/с-, роз/с-.
18
3.6
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
19
3.7
Правописание Ы и И после приставок.
20
3.8

Закрепление по теме «Правописание приставок».
IV
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
21
4.1
Суффикс как словообразующая морфема. Классификация суффиксов.
22
4.2
Правописание суффиксов существительных.
23
4.3
Правописание суффиксов прилагательных.
24
4.4
Правописание суффиксов глаголов.
25
4.5
Правописание суффиксов причастий.
26
4.6
Правописание суффиксов деепричастий.
27
4.7
Правописание суффиксов наречий.
28
4.8
Закрепление по теме «Правописание суффиксов».
V
Понятие об окончании.
29
5.1
Понятие об окончании.
30
5.2
Правописание окончаний имен существительных
31
5.3
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
32
5.4
Правописание окончаний глаголов.
33
5.5
Закрепление по теме «Правописание окончаний».

VI
Заключение
34
Как решать трудные вопросы орфографии.
Учебно- методическое обеспечение

1. Русский язык. Учебник для 7 класса. Под редакцией М. Разумовской, П.
Леканта, М., «Просвещение», 2015
2. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» под редакцией . М.
Разумовской, П. Леканта, М., «Просвещение», 2015
3. Комплект интерактивных тестов. 7 класс, ООО «ВАКО», 2015

4. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
5.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк,
руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. –
М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
6.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов.
(Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий).
Г.Ростов-наДону, «Феникс», 1995г. С.608.
7.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000
слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры;
- 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
8.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.,
1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
9.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000
слов
10.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин,
Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
11. Рабочие программы. Русский язык, 5-9 классы. Сост. Е. И. Харитонова.- М.:
Дрофа,2015

Материально-техническое обеспечение
№ п/п

1.
2.
3.

Наименование раздела, наименование объектов и Количество
средств материально-технического обеспечения
Иллюстрации (плакаты)
ноутбук
1
проектор
1
экран
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».